8 января в арт-центре «Карман» (г. Симферополь, ул. К. Маркса, 3) состоялся показ спектакля «Цветы на поле боя» (воспоминания о войне в одном действии).
При подготовке спектакля «Цветы на поле боя», большую работу выполнили участники театрального кружка при клубе общения «Крымский диалог», состоящего из пожилых людей, жертв фашистского и иных тоталитарных режимов. Так как многие из них лично помнят трагические события 1941-1945гг., участники театрального кружка при клубе общения «Крымский диалог» давали советы по написанию сценария спектакля, помогали актерам во время репетиций, делились своими воспоминаниями об ужасах войны.
Показ спектакля состоится в рамках проекта «Крымский диалог 2: общаться, значит жить», при поддержке Симферопольской общественной молодежной организации «Свет» и программы «Место встречи: диалог» (одной из благотворительная программ немецкого Фонда «Память, ответственность и будущее»).
Статья о спектакле:
Букет фронтовых цветов в «Кармане»
У современных молодых людей постепенно теряется представление о том, какой была Великая Отечественная война. ?х либо вовсе не интересуют события «давно минувших дней», либо информация попадает к ним в искаженном виде. Тем, кто хочет понять главное о войне 1941-1945, я бы посоветовала посмотреть постановку симферопольского арт-центра «Карман» «Цветы на поле боя» — спектакль по воспоминаниям и письмам детей войны. Это первая причина, почему его стоит увидеть.
ще он вырвет вас из привычного ритма, встряхнет, заставит невольно вздрогнуть. А потом порадоваться тому, что небо голубое и чистое, и оттуда падает снег, а не летят бомбы и снаряды. Это вторая причина. А третья – это актриса театра-студии «МЫ» Мария БАКАЛО, которая играет в спектакле одну из главных ролей.
ВАС?ЛЕК НА ПОЛЕ БОЯ
Мне до сих пор не верится, что Мария – вполне земная студентка факультета украинской филологии ТНУ. В моем воображении она останется той девочкой, которой с фронта папа прислал в конверте василек, взрывом вырванный из земли. Тем трогательным ребенком, которого старший брат уводил в сказку из кромешного военного ада, рассказывая: цветы вянут потому, что всю ночь танцуют на балу. Пока их никто не видит. Эта фантазия становится лейтмотивом спектакля. А Мария – тоненькая, хрупкая и такая настоящая, не наигранная – его горячим добрым сердцем.
?ГРЫ В ВОЙНУ
У постановки «Цветов на поле боя» – кольцевая композиция. Режиссер Антон РОМАНОВ в конце возвращает зрителей к тому, с чего начинал: дети играют в войну. Один из героев спектакля от имени человека, чье детство прошло в Великую Отечественную, говорит об этом определяющую фразу: «? до, и после войны мы продолжали в нее играть. Но только до нее мамы разрешали нам это делать, а после – нет».
«Цветочная история» в течение постановки сменяется строчками из детских воспоминаний. Каждый из актеров читает их по очереди – и перед глазами появляются образы маленьких свидетелей большого горя: бомбежек, расстрела, потери близких и фашистских издевательств… Оживает время, когда выбирали смерть вместо ссылки в Германию с «немецкими баронами». Когда малыши сами на саночках везли хоронить свою погибшую мать. Когда ели из одного корыта со свиньями или голодали до изнеможения.
РЕЖ?ССЕР, У КОТОРОГО ?ГРАЕТ СМЕРТЬ
Такие трагические воспоминания, озвученные актерами, заканчиваются хлопком лопнувшего воздушного шарика, от чего вздрагиваешь и съеживаешься. Так символично режиссер изобразил оборвавшиеся жизни тех, о ком пишут дети войны в своих воспоминаниях.
РОМАНОВ вводит в постановку образ Смерти. ?менно она «умерщвляет» лопающиеся над рассказчиками шары, неслышно, в молчании и черных одеждах подходя к актерам, голосами которых говорят дети войны. Это выдает «почерк» режиссера. Аналогичный образ он использовал в спектакле «Пикник»: там тоже была военная тема, и Смерть появлялась на поле боя в поисках погибших. Только здесь жизни «заключены» в воздушных шарах, а там – в вязаных алых куклах-человечках.
ЗР?ТЕЛ? ? МАМА АНТОНА РОМАНОВА
Посмотреть как «растут» «Цветы на поле боя» пришли самые разные зрители, которые заполнили весь, пусть и небольшой, зал «Кармана». Но их основу все же составляла молодежь. Поэтому женщина, которая заинтересованно разглядывала до спектакля фотовыставку, выделялась среди других. Она рассказала, что часто бывает на постановках арт-центра. Когда я задала дежурный вопрос, что ее к этому побуждает, неожиданно ответила: «Режиссер сегодняшнего спектакля – мой сын». ? с восторгом поделилась, что Антон живет своим делом. ?з чего стало понятно, что она полностью разделяет его страсть.
Наблюдая за постановкой, я в буквальном смысле локтями чувствовала присутствие других зрителей на соседних местах. Поэтому, когда лопнул первый «шар-жизнь», ощутила, как невольно вздрогнул весь зал, который «окатило» эмоциями. ? каждая вторая зрительница аккуратно смахнула выступившие слезы в уголках глаз.
? мама Антона РОМАНОВА смотрела на сцену так, как будто тоже видит действо в первый раз. Потому что спектакль уже зажил собственной жизнью, каждый раз удивляя новым пониманием темы.
… Как оказалось, он шел всего тридцать минут. Неужели? Это как во сне: в голове проносится целая жизнь, а просыпаясь, понимаешь: прошло всего несколько минут.
Галина ДЖ?КАЕВА, художественный руководитель арт-центра «Карман»:
– Этот спектакль основан на документальных свидетельствах тех, кто выжил и кто погиб. Это один из самых проникновенных и трепетных спектаклей театра и Антона РОМАНОВА, который всегда актуален. Нельзя забывать: если где-то звучит колокол, то он звучит и по нам тоже.
Антон РОМАНОВ, режиссер спектакля «Цветы на поле боя»:
– Этому спектаклю уже восемь лет. Он особенный для меня, потому что был моим первым шагом. Благодаря ему, я очень многое понял о профессии режиссера. Можно сколько угодно теоретизировать о режиссуре, но на практике все становится намного понятней».
Мария БАКАЛО, актриса театра-студии «Мы», исполнительница главной роли в спектакле:
– Я занимаюсь в театре чуть больше года. Это был мой первый спектакль. Я всегда очень ответственно к нему готовлюсь, хотя играла в нем уже несколько раз. Готовясь к нему, мы с актерами изучили очень много документальной литературы, воспоминаний и писем, искали информацию у родственников, бабушек и дедушек, друзей и знакомых. Все это максимально близко воспринимали на себя. Это не может не тронуть любого человека.